Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Культурная жизнь общества: поздний «сталинизм», «оттепель», «застой»

Купить за 600 руб.
Страниц
113
Размер файла
215.07 КБ
Просмотров
24
Покупок
0
Культура - одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществе, в изучении его исторического развития существует понятие: культура - всегда включала и включает в себя, прежде всего образование - умственное и нравственное (В.И. Даль).

Введение

Культура - одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществе, в изучении его исторического развития существует понятие: культура - всегда включала и включает в себя, прежде всего образование - умственное и нравственное (В.И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека. Но в культуре человек не только действующее, но и само изменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя.

"В самом акте воспроизводства изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык, обретая душевное богатство".1

Сообразно двум основным сферам человеческой деятельности существуют понятия материальной и духовной культуры. Однако в настоящее время многие исследователи истории культуры, социологи все более склоняются к условности такого деления. При изучении любого периода исторического развития нашего Отечества действительно не удается провести четкого разграничения между сферами материальной и духовной деятельности человека, так как они тесно связаны между собой. Произведения материальной культуры не могут возникнуть без участия человеческого сознания, мышления, его духовного мира, таланта. Они являются духовным воплощением творческой деятельности человека, его знаний, интеллекта, т.е. содержат духовный компонент. Продукты духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение (книги, картины, кинофотомагнитные пленки и т.д.) Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Использование духовной культуры и материального культурного наследия крайне необходимо для поступательного развития современного российского общества. Ведь создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного более чем тысячелетнего наследия, без бережного отношения к культуре прошлых лет, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры до нас.

Формирование всесторонне развитой личности сложный процесс, в котором культуре, ее нравственно-этическим ценностям принадлежит немалая роль. Мы особенно ясно осознаем сегодня, что из прошлого нам надо взять все: "науку, технику, все знания, искусство"; обогатить свою память "…знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".2

В условиях радикальных преобразований взят курс на демократизацию, наше общество получило возможность более широкого доступа к культурному наследию прошлого, его критическому осмыслению. И это несомненно дает возможность более глубоко ознакомиться с традициями отечественной культуры, особенно в сопоставлении с культурой народов других стран. Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных культур других народов. Однако вектор развития русской культуры определялся, прежде всего, внутренними процессами, а не внешними влияниями.

История культуры является составной частью истории общества. При этом следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени.

Таким образом, все вышеотмеченное свидетельствует о том, что заявленная тема является, несомненно, актуальной, поскольку исследование позволяет сформировать достаточно целостную "картину" культурных процессов в нашем обществе, тенденции, им присущих, начиная от эпохи позднего сталинизма и завершая эпохой "застоя".

Хронологические рамки: с конца 40-х до середины 80-х годов.

Территориальные рамки: территория СССР. Структура: введение, две части, заключении, примечание, библиография.

Объект исследования: культурная жизнь общества эпохи позднего сталинизма, "оттепели", "застоя".

Цель исследования: выявить сущностные особенности и общие тенденции в культурной жизни общества эпохи позднего сталинизма, "оттепели", "застоя".

Исходя из поставленной цели автором сформулированы следующие задачи:

- осветить культурную жизнь общества эпохи позднего сталинизма;

- исследовать феномен культурных процессов общества эпохи оттепели;

- охарактеризовать специфику и противоречия культурной жизни общества эпохи застоя.

Методологической основой работ выявилось сочетание формационного и цивилизационного подходов, соотношение национальных традиций и доминировавшего идеологического контекста.

В процессе выполнения дипломного исследования автор опирался на ряд методов исторического познания. В первую очередь на такие, как:

- историко-генетический, историко-системный.

1. Историко-генетический метод позволил автору исследовать культурные процессы в динамике, все изменения, происходящие в исследуемой сфере на каждом этапе развития.

2. Благодаря историко-сравнительному методу оказалось возможным обнаружение своеобразия влияния на развитие культуры, оказанное такими политическими деятелями, как И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев.

3. Историко-типологический метод позволил обнаружить наиболее характерные особенности, присущие культурной жизни общества и обусловленные сменой качественных состояний исследуемых эпох.

4. Историко-системный метод позволил автору комплексно подойти к исследованию заявленной темы и исходить из того, что культура является одним из многих сегментов жизни деятельности общества, а, следовательно, ее развитие проходит в контексте неразрывного единства с самим обществом.

Историография.

Историография по заявленной теме весьма разнообразна: это документы, воспоминания современников событий, постановления, решения, указы ЦК КПСС и Совмина, критические стати о произведениях литературы и искусства 40-80-х гг. ХХ века, монографии, посвященные произведениям художественной литературы, живописи, кинематографии, театральным постановкам. Изданы хрестоматии по истории России, по истории Государства и права, Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик и т.п.

В ряду перечисленных заслуживают внимания следующие монографии и документы:

1. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия Политический портрет И.В. Сталина. В 2-х книгах. - М.: Изд-во Агентства печати Новости. 1989 г.4

В своей работе автор показывает, как триумф одного человека завершился трагедией для народа.

Автор использует многие достоверные исторические документы, прослеживает весь процесс усиления идеологического давления Сталина на все сферы культуры. Он остался главным виновником репрессий в области науки, виновником усиления идеологического давления на развитие науки, культуры, особенно в последние 40-е - начало 50-х гг. его жизни.

2. Шевелев В.Н. Н.С. Хрущев. Серия "След в истории". - Ростов-на-Дону; "Феникс". 1999.5

Автор пишет: "Политическая история никогда не двигается по заранее намеченному руслу, но, как и сама жизнь, подвержена множеству случайностей. Потому и выглядит она как бессмысленное нагромождение невесть откуда взявшихся фактов, событий, этапов пути"… История в принципе непредсказуема… а ее "неправильность" обусловлена "неправильностью" самой действительности.

Именно такой непредсказуемой личностью, попытавшейся изменить "неправильную реальность, и вошел в историю ХХ в. Н.С. Хрущев…" Именно Хрущев первым из коммунистических лидеров, как показывает автор, попытался отделить "культ личности Сталина". Автор раскрывает особенности "хрущевской оттепели", говорит о его чаще всего "запутанные" реформы и о его отстранении от власти. Мы видим, что Хрущев был действительно человеком - одним из самых интересных, незаурядных и противоречивых правителей советской эпохи".

3. А.В. Шубин. От "застоя" к реформам СССР в 1967-1985 гг. - М.: РОССПЭН 2001 г.6

Автор ставит задачу рассмотреть те процессы, которые уже в недрах равновесия 70-х гг. предвещали будущую социальную бурю. Его интересуют те ростки, которые пробивались сквозь кирпичи монументального строения "реального социализма" и в итоге разрушили его, как делались первые шаги, как и вся история Перестройки, породили немало мифов. Но "Корпус источников" реальной картине старта Перестройки, отделить публицистические мифы от выводов, которые вытекают из проверяемых фактов.

Читателю вместе с автором предстоит провести свое следствие в тех случаях, где источники противостоят друг другу, где позднейшие оценки противоречат фактам. Может быть, мы, благодаря этому, лучше поймем и нашу сегодняшнюю жизнь.

4. Арбатов Г. Свидетельство современника. - М.: "Международные отношения". 1991 г.7

Автор делится с читателями воспоминаниями и мыслями о сложном и ответственном периоде истории нашей страны между смертью Сталина и началом перестройки. Периоде, в течение которого он "вблизи" наблюдал, а подчас и участвовал в важных политических событиях, непосредственно работал со многими политическими лидерами.

5. Яковлев А.Н. Горькая чаша.

Большевизм и Реформация в России. - Ярославль. Верхневолжское книжное издательство. 1994 г.8

Новая работа крупного ученого и политика А.Н. Яковлева - глубокий философский анализ Реформации России и "злоемкой роли большевизма в судьбе народа". Академик добровольно и свободно принял на себя подвиг постановки и оглашения детального диагноза циничной системе порабощения человека, проросшей в силу различных исторических обстоятельств, на российской почве. В обращении к читателю в предисловии к книге автор пишет: "И так уж повелось в нашей истории. Снова и снова повторяются гримасы власти, игры элит, леденящая душу неуверенность, снова то, с чем мириться совесть не разрешает… Народ России давно стремится к тому, чтобы надежда обручилась с человеком, но его никак не пускают в ту церковь, где венчают на счастье".

Его работа - это его покаяние, свидетельство и его надежды. Он пишет, что так уж повелось в нашей истории, что снова и снова повторяется то, с чем совесть мириться не разрешает. В работе содержится попытка суммировать те прозрения и заблуждения, которые подверглись жесткой проверке жизнью в период, когда народы Советского Союза, России сделали очередную в своей истории попытку вырваться к свободе.

Он считает своим долгом говорить правду о большевизме, анатомировать причины его появления, его ложь и насильственную сущность. По его убеждению, это одно из условий социально-исторического освобождения России, успеха Реформации.

6. Хрестоматия по истории России /авт. сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина, Н.Г. Георгиева. - М.: "Проспект". 2005.9

В хрестоматию включены материалы, отражающие развитие российской государственности, состояние и мировоззренческие понятия общества, особенности российского, советского менталитета. Приведены источники, содержащие различные оценки современниками наиболее выдающихся личностей, действовавших в русской истории.

В хрестоматии использованы различные виды источников: официально-актовые, законодательные, номартивно-директивные, статистические, информационно-публицистические, мемуарные, эпистолярные и др.

Хрестоматия построена на основе проблемно-хронологического принципа. Текст документа сопровождает краткая справка о роли и историческом значении источника, месте и времени его возникновения.

Оглавление

- Введение

- Противоречия поствоенной духовной жизни общества истоки и культурный феномен оттепели 1.Жесткая регламентация культурной жизни

- Идейные искания и перемены в стиле и духовной жизни людей

- Культурный эффект оттепели

- Культурная жизнь эпохи застоя

- От двоецентрия к двоемирию культуры

- Достижения и проблемы в развитии науки и образования

- Литература и сценографическое искусство, культурный андеграунд застойной эпохи, диссидентство

- Заключение

- Примечания

- Библиография

Заключение

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие на духовный климат советского общества. Однако поколение победителей не соответствовало роли "винтика" государственного механизма, которую отводила человеку сталинская административно-командная система. В позднесталинскую эпоху это означало, что автономной личности в культуре быть не могло. А есть коллектив-общество, которому подчиняется все. Культура конца 40-х - начала 50-х гг. - это единообразный, единомышленный, неперсонифицированный поток.

Окончательно утверждается система нравственных ценностей, где ключевым звеном является обожествление личности вождя как воплощение коллективного идеала.

В конце 40-х гг. апофеоза своего могущества достиг метод социалистического реализма. Именно в этот период литература социалистического реализма обладала не только стереотипами образов, но и рядом языковых штампов. Авторский язык нивелировался, терял характерную для русского языка эмоциональную насыщенность и красочность. Культурный официоз заполнил практически все жизненное пространство общества.

Но именно тогда в литературе стали появляться такие имена, как М.А.Шолохов, К.М. Симонов, А.Т.Твардовский, которые не укладывались в императивные нормы и правила сталинизма. В их произведениях, чаще в завуалированной форме, имелось то, что свидетельствовало о неприятии социалистического реализма.

В целом же культура позднего сталинизма переживала глубокий кризис, обусловленный тем, что социалистический реализм оказался псевдореализмом, поскольку имел слишком мало общего с жизнью и реальными чувствами людей.

Исход к иному вектору развития культуры был неизбежен. Обозначившиеся признаки либерализации жизни с конца 40-х годов чрезвычайно беспокоили власть. И новым витком усиления идеологического воздействия на культуру явилась борьба с космополитизмом, людьми, преклонявшимися перед Западом. Набиравшая обороты "охота на ведьм" прекратилась лишь после смерти Сталина. Общественные и духовные процессы, начавшиеся после смерти Сталина и получившие название "оттепели" протекали в совершенно новых условиях. Приметой времени становилась тяга людей к неформальному общению. Уходила в небытие атмосфера всеобщей подозрительности, отнюдь не располагавшая к открытости. Свидетельством становления более доверительного стиля общения явилось начало движения авторской ("бардоской") песни.

В авангарде духовных устремлений культуры эпохи "оттепели" вновь оказалась литература. Именно с помощью литературы постепенно начали размываться стереотипы о духовной монолитности и безликости светского общества и его культуры.

Тон в литературе задавала поэзия. Общество вдруг узнало об уникальности и самобытности творческих почерков Б.А. Ахмадулиной, Е.Н. Евтушенко, А.А. Вознесенского. В литературе, как в зеркальном отражении общества, обнаружился эффект "раздвоения" или "двоецентрия". Лагерь приверженцев и "охранителей" олицетворял журнал октябрь, лагерь "обновленцев" - журнал "Новый мир".

Но время хрущевской "оттепели" практически не изменило государственную политику по отношению к культуре. Власть по-прежнему подразделяла творения культуры в плоскости "советское - несоветское".

Как результат в обществе продолжали существовать две культуры: официальная и неофициальная. Итог "оттепели" в сфере культуры пессимизм и разочарование.

И логическим развитием в русле устоявшихся тенденций стало культурное "двоемирие" эпохи "застоя".

Партия начинает создавать идеологические барьеры, чтобы оградить советских людей от "тлетворного влияния буржуазной псевдокультуры".

Во имя достижения поставленной цели в начале 70-х гг. активно внедрялось понятие "советский образ жизни", который олицетворял "подлинный коллективизм, дружбу всех нардов, высокую нравственность и социальный оптимизм.

Наиболее рельефно культурное "двоемирие" проявилось в культуре быта, повседневной жизни. В частности, общественному остракизму стали подвергаться так называемые "стиляги", т.е. молодые люди, которые стремились неординарно одеваться и таким образом подчеркивать свою индивидуальность. Внешне статичная культурная жизнь 70-х гг. заключала в себе элементы андеграунда или неформальной культуры, которая существовала полуподпольно и не выдвигала притязаний на официальное признание.

В результате духовных трансформаций официальное и неофициальное пространство культуры приобрело новые очертания, отличные от предыдущих лет. Официальная культура утрачивала свои позиции. Поле неофициальной культуры, наоборот, расширяло и укрепляло свои позиции благодаря андеграунду и диссидентству.

Во время брежневского "застоя" выявилось важнейшее противоречие советской культуры: в контексте идеологического диктата официальная культура полностью исчерпала возможности развития, а неофициальная не обладала почвой для укрепления своего воздействия на общественное сознание. Формировался своеобразный "культурный тупик". Тенденция распада официальной советской культуры нарастала, но масштабы этого процесса в брежневские времена еще не могли быть в достаточной степени осознаны.

Список литературы

I Источники.

1. Арбатов. Затянувшиеся выздоровление (1953-1985) Свидетельство современника.

2. Сборник документов М.1980

3. Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), - ВЧК, ОГПУ, НКВД о культурной политике (1971-1953) / Под. ред. Яковлева

4. Гришин В.В. от Хрущева до Горбачева

5. Доклад Хрущева о культе личности

6. Кинематограф оттепели: Документы и свидетельства М., 1998

7. Комиссия Говорухина М., 1995

8. КПСС в резолюциях и решениях М.

9. Хрестоматия по истории государства и права 2001

10. Послевоенная конверсия:

11. Сахаров А.Воспоминания в 2-х т. М.1996

12. Хрестоматия по Отечественной истории (1946-1995) - М., 1996

13. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. - М., 1977

14. Хрестоматия по истории России. / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Савохина, - М. Изд-во "Проспект" 2005 г.

15. Хрестоматия КПСС в резолюциях… - М., 1989 т.9

16. Хрестоматия по истории отечества - М., 1999

17. Хрущев Н.С. Мемуары. // Вопросы истории. - М., 1990, 1991, 1992, 1993, 1994 гг.

18. Хрущев Н.С. Пенсионер союзного значения.

Библиография.

1. М. Агатов Об авторах ваших книг. (литературные композиции по материалам критической и мемуарной литературы) - М.: "Молодая гвардия". 1972

2. Авторханов А. Технология власти. // Вопросы истории 1991 №1-12, 1992, 1-3, 6-7, 10-12, 1993 №2,3

3. Аджубей А. Те 10 лет - М., 1991

4. Аксютин Ю. Пятый премьер… (Маленков).//Родина 1994 №5

5. Аксютин Ю. Лечение после смерти 50-е годы в зеркале социологии // Родина. 1995 №8

6. Арбатов Г. Затянувшееся выздоровление. Свидетельство современника - М., 1991

7. Алексеева А.М. История инакомыслия. - М., 1992

8. Афанасьев Ю.Н. Опасная Россия.

9. Баткин Л. Нам еще долго жить при Хрущеве.//Отечественная история 1996 №6

10. Барсуков Н. ХХ съезд в ретроспективе Хрущева // Отечественная история. 1996 №6

11. Барсуков Н. Как был смещен Хрущев.//Трудные вопросы истории М. 1991

12. Брандт В. Воспоминания // Вопросы истории 1991 №1-3

13. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советчики - М. 1990

14. Бушков А. Россия, которой не было. Загадки, версии, гипотезы - М., 1997

15. Леонид Брежнев в воспоминаниях, размышлениях, суждениях. - Ростов-на-Дону. 1998

16. Алексеев П. Революция и научная интеллигенция - М. 1986

17. Березовая Л.Г. Берлякова Н.п. История русской культуры. Ч. 2-я - М., 2002

18. Барсенков А.С. Вдовин А.И. История России 1938-2002 - М., 2003

19. Вершик А.М. Наука и тоталитаризм // Звезда. 1998 №8

20. Волкогонов Д. Семь вождей. Кн. 1, 2 - М. 1995

21. Волкогонов Д. Этюды о времени - М., 1998

22. Волобуев О., Кулешов С. Очищение. История и перестройка - М., 1989

23. Воронов Г.И. От оттепели до застоя. Как начинался застой - М., 1990

24. Верт Н. История Советского государства - М.

25. Геллер М., Некрич А. История России. Утопия у власти. 1945-1985 - М., 1996

26. Беда А.М. Советская политическая культура через призму МВД: от "Московского патриотизма" к идее "Большого Отечества" (1946-1958) - П., 2002

27. Гуревич Л. Неофициальные художники 70-х гг. время натиска // Звезда 1998 №8

28. Герчук Ю. Искусство "оттепели". 1954-1964 гг. - М., 1967

29. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в - М., 1985

30. Гусарова А. Мир искусства - М., 1972

31. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры - М., 1990

32. Время Хрущева. Взгляд из провинции. //Свободная мысль 1996

33. Зевелев А.И. Истоки сталинизма - М., 1990

34. Зезина Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964

35. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность: 1945-1953 г. - М., 1999

36. Зенькович Н. Тайны уходящего века т. 2 - М., 1998

37. Зубкова Е.Ю. Реформы Хрущева // Свободная мысль 1993

38. История России. ХХ век/Отв. ред. А. Сахаров.

39. История России ХХ в /Отв.редактор В.П. Дмитриенко - М., 2001

40. История России в новейшее время/под. ред. А.Б. Безбородова - М., 2004

41. История русской литературы XI-XX под. ред. Лихачева. М. 1983

42. История русской музыки в 3 т. - М., 1960

43. История русской советской музыки в 4 т. - М., 1956-1963

44. История советского драматического театра. 6 т. - М., 1966-1971

45. История советского кино в 4 т. - М., 1967-1978

46. Культурология Науч. Редактор Г.В. Драч - Ростов-на-Дону. 1997

47. Киссинджер Г. Риторика и действительность./Родина. 1997 №6

48. Каганович Л.М. Памятные записки, - М., 1996

49. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком. Развитие России в ХХ в с точки зрения мировых модернизаций- М., 2001

50. Менштейн Э. Утерянные победы - Ростов-на-Дону 1999

51. Медведев Р. Н.С. Хрущев. Политическая биография. - М., 1990

52. Молева Н. Манеж. - М., 1989 (которого никто не видел).

53. Неизвестная Россия ХХ в. - М., 1999

54. Наумов В.Н. Хрущева Н.С. и реабилитация жертв массовых политических репрессий.

55. Опенкин Л. На историческом перепутье. - М., 1990

56. Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели. // Отечественная история. 1998 №4

57. Родионов П. Как начинался застой // Знамя 1983 №8

58. Судьба Хрущева История одного неусвоенного урока.//Октябрь 1989 №1

59. Полан П.М. Не по своей воле. История и география принудительных миграций в СССР. - М., 2001

60. Шепилов Д.Т. Воспоминания.//Вопросы истории. 1998 №3-12

61. Шевелев В.Н. Н.С. Хрущев - Ростов-на-Дону 1999

62. сб. От оттепели до застоя - М., 1990

63. Э Шнейдерман Пути легализации поэзии в 1970-е годы - М., 1997

64. Симонов К. Глазами человека моего поколения - М., 1988

65. Яковлев А.Я. Омут памяти. - М., 2001

66. Яковлев А.Я. Горькая чаша - Ярославль, 1994,

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
113
Размер файла
215.07 КБ
Просмотров
153
Покупок
0
Культурная жизнь общества: поздний «сталинизм», «оттепель», «застой»
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!