Задание:
Задание:
Проанализировать одну из сказок Г.Х. Андерсена.(ДЮЙМОВОЧКА) При анализе необходимо учитывать следующие составляющие филологического анализа, отражающие индивидуальные черты литературной сказки датского писателя:
1. Источники сказки.
2. Особенности сюжета и композиции.
3. Оригинальность инициальной и конечной формул.
4. Специфика хронотопа.
5. Самобытность героев, их психологизм и социальность.
6. Своеобразие фантастики.
7. Образ рассказчика.
8. Детализация быта, картины природы, национальный колорит.
9. Характер комического и др.
Приступая к анализу, можно указать выходные данные сказки (время появления, история создания, место в творчестве писателя, прототипы и протособытия, связь с фольклором).
Пример работы
Анализ сказки Г.Х. Андерсена «Жаба».
Сказка «Жаба» - произведение Андерсена, сюжет которого был придуман им самим. Это одна из тех сказок, о которых Л. Брауде писала, что они «жили в его голове, словно зернышко, которому нужны были только струйка воды, луч солнца, капля росы, для того чтобы оно превратилось в цветок». Сказочник старался и умел найти прекрасное там, куда никто ни до него, ни после даже не догадывался заглянуть. В образе «маленькой», «уродливой» жабы писатель разглядел истинные ценности: сердце и душу.
Литературная сказка Андерсена – уникальное явление, имеющее, пожалуй, больше отличий от народной сказки, чем сходств с нею.
Конфликт сказки основан на противопоставлении, столь свойственном романтизму: герой-аутсайдер вступает в противоречие с толпой обывателей, поэтический, возвышенный взгляд на мир – с сухим научным мировоззрением, не ведающим чудес и волшебства, доброжелательность и желание принести пользу этому миру – с эгоизмом и агрессией. Мещанская, обывательская психология, не приемлющая индивидуальности, стремления к прекрасному, потребности в познании, выражена в речах старой жабы: «Сиди, где сидишь!.. Здесь ты всех знаешь и тебя все знают. Да берегись вёдер, как бы тебя не раздавили!» В отличие от неё, маленькая жаба поглощена желанием увидеть мир, выбраться за границы предопределенной ей участи, жить ярче и искреннее: «Ах, как велик мир и до чего в нем интересно! Надо только не сидеть сиднем, а постараться разглядеть все как следует». Жаба принимает этот мир во всех его проявлениях, стремится стать частью его: «И гусенице хочется наверх, совсем как мне. Просто она не в настроении. Еще бы, ее так перепугали! Всем нам хочется повыше». Дополняет эту антитезу возвышенного и приземленного, прекрасного и обыденного противопоставление двух студентов: «Один был поэт, другой изучал природу. Один воспевал божьи творения, которые с радостью созерцала его душа, воспевал в кротких, чистых и звучных стихах. Другой хотел докопаться до сути каждого явления, вскрыть все связи, если понадобится». Но тут же сказочник хочет примирить две эти позиции, два жизненных принципа, стремится смягчить противоречие: